|
В 1885 году Морозов в
летние месяцы совершил поездку в Вятскую губернию со всей семьей,
чтобы навестить брата, который работал инженером на Омутнинском
чугунолитейном и железоделательном заводе. Поездка была долгая,
трудная, места глухие. Морозов делает много путевых зарисовок в
альбомах. Его привлекают окружающая природа, дорожная жизнь и
бытовые сценки. Он чутко присматривается к существенным изменениям,
происходящим в народной жизни. Все больше видит он бездомных,
безземельных крестьян, разоренных помещиками и кулаками-мироедами,
мещан, опустившихся и вылезающих неправыми путями в люди, остро
переживает все эти явления, которые разрушают его народнические
иллюзии о монолитном составе народа. Деревня не в состоянии выйти из
пореформенной кабалы. Нищета и разорение ведут к распаду ее
хозяйств. Новые образы людей, ушедших на промыслы, останавливают
внимание художника. Он делает зарисовки рабочих, ремесленников, ещё
сильно сохранивших свой крестьянский облик. Возможно, к этому
времени относится превосходная акварель, где изображен сидящий
спиной к зрителю бурлак (Третьяковская галлерея). Выразительны его
поза, могучая спина, крепкая загорелая шея и та страшная усталость и
измученность, которые мешают ему распрямиться, найти применение
своим силам, выход из тяжелого кабального положения.
К новой теме художник приходит самостоятельно, хотя не без
воздействия современной ему литературы и искусства. Репин со своими
"Бурлаками", К.А.Савицкий с "Ремонтными работами на железной дороге"
и "Крючником", Н.А.Ярошенко, написавший "Кочегара", запечатлели в
живописи труд, порабощающий человека, изнуряющий его, но вызывающий
в нем чвство протеста против угнетателей. Овладеть новой темой было
не легко. Развитие рабочего класса, рост его сознания опровергали
устойчивые народнические представления. Развитие пролетариата,
могильщика буржуазии, шло вместе с развитием русского капитализма,
одновременно и быстро. Образ рабочего наиболее выразительный
социальный характер приобрел впервые в творчестве Ярошенко.
Морозов отразил эти жизненные явления, но не постиг до конца их
смысл. Ценность его картины "На Омутнинском заводе" (1885,
Третьяковская галлерея) заключается в правдивости и точности
изображения жизни заводских рабочих, в документальном показе
тяжелых, примитивных условий труда. В.И.Ленин в книге "Развитие
капитализма в России" отмечает "особый быт Урала, близкий к
дореформенному", с бесправием, темнотой и приниженностью
привязанного к заводам населения", он говорит о кабальном положении
уральского рабочего и технической отсталости Урала. На Омутнинском
заводе Вятской губернии были те же невыносимые условия труда.
Морозова поразила гнетущая, бесправная обстановка жизни рабочих, он
не прошел мимо острой, животрепещущей темы. Морозов первый в русском
искусстве показал производственный процесс, заводскую жизнь столь
неприкрашенно и убедительно, что картина и сейчас производит сильное
впечатление.
В русском искусстве, посвященном изображению труда, воспроизведению
обстановки и типов рабочих, эта небольшая картина должна занять
почетное место. Здесь Морозов оказался предшественником
Н.А.Касаткина с его серией картин, посвященных труду и жизни
шахтеров.
Художник показывает цех, где идет выплавка руды допотопными
средствами. В помещении грязно, душно, навалены груды каменной
породы. Приподнят тяжелый колпак, из печи вырывается пламя, оно
обжигает, слепит глаза, рабочие помешивают кипящую массу,
вычерпывают шлак, который тут же обгорает. Слева в глубине показаны
формы, в которые заливается выплавленный металл. В этом чадном пекле
копошатся в полутьме люди, которых с большой чуткостью написаны
художником. Таков сидящий на первом плане рабочий, закуривший
трубку, спокойный и сосредоточенный, упорно думающий; он чем-то
напоминает крестьян из "Обеда на сенокосе", бурлака на упомянутой
выше акварели. Выразителен образ рабочего, черпающего шлак. Двери в
цех растворены настежь, видна лошадь, поднимающаяся по подмосткам с
тяжелой поклажей.
Картина "На Омутнинском заводе" была последней яркой вспышкой в
творчестве Морозова. Обращение его к рабочей тематике,
значительность новой картины побудили его к сближению с
Товариществом передвижных выставок. В 1886 году Морозов выступает
экспонентом на XIV Передвижной выставке. Картина остается
незамеченной, в печати о ней не упоминается. Однако в 1887 году она
была отобрана на Передвижную академическую выставку в Екатеринбурге
(Урал). Выставка имела успех, но как была встречена картина
Морозова, неизвестно.
Источник: Л.Тарасов
"Александр Иванович Морозов" М., 1949 |
|