Главная

Фотоальбом

Ссылки

Опрос

  Гостевая книга

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка — детский сад №18 "Рябинка"», г.Омутнинск, Кировская обл.

Почтовый адрес: 612744 г. Омутнинск, Кировская обл., ул. Свободы, 29. Детский сад № 18 "Рябинка"
Телефон: 8-3352-2-11-78
Директор: Цылёва Ольга Васильевна

 


Цылева Ольга Васильевна, заведующая МДОУ "Центр развития ребенка – детский сад № 18 "Рябинка" города Омутнинска Кировской области, Заслуженный учитель РФ, Почетный работник общего образования РФ

На берегу живописного пруда расположен детский сад “Рябинка”. Это островок детского счастья, который посещают более 230 детей.

Дошкольное образовательное учреждение строит свою деятельность на основе педагогики сотрудничества. Создан уникальный детский театр куклотерапии “Лучик”. Актерам от 5 до 11 лет (играют дошкольники и школьники из Дома детского творчества). Каждая сказка несет в себе нравственные ценности, решает проблемы в эмоционально-волевой сфере ребенка, снимает тревожность, ликвидирует страхи. Опыт работы театра куклотерапии известен в области (на конференциях, семинарах, освещается в местной печати, на ГТРК “Вятка”, участник фестивалей “Театр – детям”), на Всероссийском уровне (съезд заведующих детских садов в г. Адлере 2001 г., 2002 г., газете “Педагогический вестник”, фестивале театральных коллективов в г. Великий Устюг (2005 г.).

Для развития творческих способностей детей организована изобразительная студия, ее посещают 70% дошкольников. Изданы методические рекомендации “Восприятие скульптуры”, “Искусство живописи”, дополнительная образовательная программа по изобразительной деятельности. Галерея ДОУ насчитывает более 130 полотен картин местных художников, 80 скульптур малых форм. Это позволяет знакомить детей с художественным наследием искусства и малой родины.

Исследовательская деятельность педагогов нашла отражение в проектах: “Приобщение ребенка к социальному миру через развитие его творческой индивидуальности”, который заслушан на Окружной ярмарке в г. Саратове (2001 г.). В 2002 году разработан и представлен на открытый конкурс социальных и культурных проектов в г. Тольятти проект “Маленькая страна”, в 2003 г. – проект “Семья: проблемы, поиски, решения” г. Нижний Новгород.

Опыт работы детского сада отмечен дипломами, грамотами на Всероссийском конкурсе “Детский сад года – 1998, 1999, 2000, 2002”, Всероссийском образовательном фестивале “Понарошкин мир” (2002 г.), Национальном конкурсе “Инновации в региональном и местном управлении” (2003 г.).

 

Программа по организации детского театра куклотерапии в образовательных учреждениях

“Лучик”

Виктор Иванович Карманов, воспитатель, руководитель театра,
Елена Рафаиловна Семейных, педагог-психолог

Взять бы всех родителей и мам и пап за руку и повести их в театр кукол,
сказать им – смотрите, вот что может развить в душах ваших детей эстетическое восприятие мира,
понимание прекрасного, сделать их добрыми, отзывчивыми, смелыми и честными – настоящими людьми.

Е.Сперанский

Пояснительная записка

Общий кризис российского общества сильнее всего бьет по слабым. В том числе и по детям. Непоправимый вред неокрепшей душе ребенка наносит поток хлынувших с экрана не лучших образцов западной культуры, с их жестокостью, насилием, утверждением личности любым способом. Неустроенность жизни родителей сказывается на их детях раздражительностью, нехваткой времени и внимания, а иногда и жесткостью. Все это подрывает психическое здоровье детей. Сохранение психического и физического здоровья становится фактором продолжения истории нашей страны, ее будущего. Более важной задачи для общества нет и быть не может. Особо эффективную роль в этом призвано играть искусство.

10 лет в детском саду работает уникальный театр кукол. Да, он уникален! Это не просто театр кукол, а театр куклотерапии. Театр, который лечит. В нем актерами играют дети-дошкольники 5–6 лет и младшие школьники. Зрителями являются не только наши дети, но и дети других детских садов города, областного детского санатория, учащиеся начальных классов городских школ, учащиеся колледжа педагогики, экономики и права. Всем очень нравятся его спектакли! Средства, заработанные театром, помогают в развитии его материально-технической базы.

За время работы театра у нас сложилась своя программа, методика работы, которая, мы уверены, имеет большие перспективы и легко может быть внедрена в другие образовательные и культурные учреждения. Эта программа многоцелевая.

Ее этапы:

  1. Создание театра куклотерапии. Театра, который лечит, восстанавливает психическое здоровье дошкольников от 4 до 7 лет, что является главным.
  2. Создание группы актеров детей от 7 до 11 лет (из наших выпускников, прошедших куклотерапию). Это позволяет ставить более сложные, содержательные спектакли. На этом этапе основным считается работа школы мастерства, которая решает не только актерские задачи, но и занятость детей.
  3. Формирование труппы актеров из средних и старших школьников от 11 лет и старше, с которыми можно будет ставить любые спектакли на высоком профессиональном уровне. За это время уже будет создан отличный театр кукол. Актеры, покидая его, получат основы профориентации.

Два этапа у нас фактически пройдены. Есть уверенность, что мы осуществим и третью часть программы. А также убеждены и в том, что по этой программе можно создать театр кукол в каждом небольшом городе, селе, поселке, что является редкостью даже в районных городах.

Волшебница куклотерапия

Описание метода куклотерапии

“Дети” – “сказка” – “театр кукол” – эти три понятия всегда ставят рядом. Совсем еще маленькому ребенку читают книжку, и сказки приходят к нему, чтобы помочь в познании мира. А в пять лет ребенок попадает в театр кукол. Любимые герои сказок здесь оживают и часто даже разговаривают с ним. Волшебные превращения совершаются на глазах. Происходит нечто еще более чудесное, чем сказка в чтении.

А одна из задач театра в том и заключается, по словам К.И. Чуковского: “…чтобы пробудить в восприимчивых детских душах эту драгоценную способность сопереживать, сострадать, сорадоваться, без которых человек не человек”. В общем – театр, сказка поддерживают, воскрешают в маленьком человеке те нравственные нормы, которые в нем заложены природой. Нормы, соблюдая которые он бы нравился, был нужен вам, а значит, был счастлив. А это тем более важно, так как диагностика последних лет показывает ежегодное увеличение (на 6%) количества детей, имеющих личностные проблемы. К ним относятся повышенный уровень тревожности, наличие большого количества страхов (возрастных и невротических по А.И. Захарову), низкая самооценка, низкий уровень развития коммуникативных навыков.

Все это подтолкнуло сосредоточить внимание на работе с такими детьми. Так возник театр куклотерапии “Лучик” (21 января 1995 г.).

Куклотерапия как метод основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем сказки, с любимой игрушкой. В качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Ребенок, познавая реальный мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Основным объектом такой социальной проекции достаточно долгое время являются куклы.

Куклотерапия широко используется для разрешения интра- и интерперсональных конфликтов, улучшения социальной адаптации, при коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также для работы с детьми, имеющими эмоциональную травму. Любимая игрушка, кукла “участвует в постановке спектакля”. Необходимо добиться того, чтобы сказка захватила ребенка и он сочувствовал основным ее героям. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка нарастает, любимый герой попадает в страшную историю, но в конце успешно с ней справляется.

Игра с куклой – это тот мир реальности, в котором живет ребенок. Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи педагога, дает возможность самого естественного и безболезненного воздействия взрослого в психику ребенка с целью ее коррекции или психопрофилактики.

В куклотерапии важнейшими являются репетиции, именно в процессе работы над образом постепенно, в результате творческого переживания и воплощения происходит снятие повышенного уровня тревожности, преодоление страхов.

Структура программы

Программа состоит из 3 разделов, соответствующих возрастным периодам:

  • дошкольный возраст (4–7 лет);
  • младший школьный возраст (7–11 лет);
  • подростковый возраст (от 11 лет и старше).

Выделены 3 типа задач:

  • Воспитательные – связаны с развитием представления нравственности, формированием чувства эмпатии к другим людям, развитием коммуникативных способностей детей средствами детского кукольного театра, снижением уровня тревожности и выработкой адекватной самооценки.
  • Образовательные – связаны с развитием познавательной сферы детей (памяти, внимания, восприятия, воображения, речи, мышления).
  • Театральные – связаны с развитием артистизма; навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском кукольном театре; моделированием навыков социального поведения в заданных условиях.

Методика и этапы работы кукольного театра

Пьесы подбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Репетиции проходят ежедневно в первую и во вторую половину дня. Продолжительность: для малышей – 20 минут, для старших – не более 45 минут. В отработке отдельных эпизодов заняты по 2–3 ребенка. В спектаклях куклотерапии одну роль играют два человека, которые меняют друг друга в разных эпизодах, в связи с быстрой утомляемостью, а также с целью привлечения максимального количества проблемных детей. Репетиционный период в постановке спектакля продолжается на протяжении 8 месяцев (практически весь учебный год). Это позволяет подготовить спектакль основательно, не переутомляя ребятишек.

Работа над подготовкой спектакля

1. Диагностика. Отбор детей с повышенным уровнем тревожности для участия в спектакле куклотерапии. Диагностический инструментарий:

  • методика “Шкала тревожности” А.М. Прихожан (выявляет основные виды тревожности у детей);
  • методика “Незаконченные предложения” (позволяет получить сведения о причинах страхов, беспокойства ребенка);
  • методика “Оцени себя” (исследование самооценки);
  • проективные рисуночные методы исследования: “ДДЧ” Дж. Бука, “Несуществующее животное”, “Кинетический рисунок семьи” Р.Бернса, С.Кауфмана.

2. Подготовка к спектаклю:

  • отбор репертуара для детского кукольного театра (выбор сценария будущего спектакля, внесение “ситуаций повышенной тревожности”), эмоциональная подзарядка детей, психологическая поддержка детей в момент выхода к зрителям;
  • изготовление облегченных кукол для детей, привлечение детей-актеров к созданию образа куклы;
  • начало вживания в образ куклы;
  • изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка.

3. Рассказ и беседа по сценарию спектакля:

  • альтернативный выбор: “Кто бы кого хотел сыграть?”; распределение ролей с учетом изученных особенностей ребенка;
  • внутреннее самоопределение, анализ внутренних резервов самим ребенком, “примерка” к роли; “Я очень хочу сыграть”, “Я сделаю все, чтобы сыграть”.

4. Встреча с родителями детей. Выработка правильного стиля взаимодействия с ребенком в семье.

5. Репетиции по отдельным сценкам.

6. Использование анализа детей.

7. Видеосъемка отдельных сцен спектакля и просмотр с обсуждением.

8. Проигрывание отдельных сценок в театральных уголках.

Из дневника режиссера детского театра В.И. Карманова:

15 ноября

“…начали репетиции каждый день. Иначе нельзя. Куча проблем. За ширмой шесть пятилетних актеров, они в полном восторге. Таращат сияющие глаза на воспитателя… они счастливы, они артисты кукольного театра”.

21 ноября

“…пока все трудно и сложно – что будет дальше? Пока не хватает сил до конца сценки удерживать кукол. Помогаем, поддерживаем, подбадриваем…”

10 декабря

“…есть ощутимый результат. Почти за месяц произошли удивительные перемены. Ребятки входят во вкус, теперь их трудно остановить, что-то объяснить, уточнить, особенно Сережа, он как во сне, для него больше ничего не существует, кроме действия своего героя…”

Работа над характером героя, “оживление куклы”, отработка собственного круга внимания куклы. Происходит самоутверждение, формируется адекватная самооценка.

Из дневника В.И. Карманова:

14 декабря

“…идет полное слияние с образом героя, а ведь это состояние – мечта каждого актера! Дети начинают жить представлением, куклы оживают, смеются, плачут. Странно, они помнят не только свои слова, но и слова играющего в паре актера. У нас изменения – коррекция страха, снятие тревожности идет на репетициях. А ведь это здорово!”

Контроль и наблюдение за состоянием детей. После каждой репетиции анализ психолога и режиссера, доминирует положительная оценка, за малейшие успехи – поощрение: “Я рада за тебя, мы гордимся тобой”. Привлечение к анализу детей-актеров (самоутверждение в своих силах, веры в свои возможности, выработка воли).

Закрепление положительных эмоций у детей, чувство уверенности в себе (тренинги общения, игры, игровые упражнения на развитие положительных эмоций).

9. Прогон всего спектакля. Целостное восприятие его детьми (2–3 раза).

10. Премьера спектакля кукольного театра для детей детского сада, родителей, гостей. Установление чувства общности с другими детьми-актерами, гостями.

Из дневника В.И. Карманова:

“…у нас сегодня праздник – премьера! И какой! Артисты – дети, детки милые, непосредственные создания. Я в восторге. Как они играли. Именно играли. В хорошую, добрую, интересную сказку – это надо было только видеть!”

“Молодцы, какие молодцы, ребятки! Это не просто красиво! Для меня ясно одно – куклотерапия налицо, она работает и работает мощно. А значит, нужна!”

11. Диагностика “Какой был твой страх? Как ты его победил?” (интервал 2–3 месяца).

12. Ознакомление с результатами работы педагогов, родителей, рекомендации с учетом дифференцированного подхода к каждому ребенку. Закрепление результата поведения в повседневной жизни.

13. Самостоятельное участие детей в постановке театрализованного представления.

14. Наблюдение и отслеживание результатов работы, контроль за состоянием детей на протяжении пребывания их в ДОУ и при адаптационном периоде в школе.

15. Заполнение диагностической карты каждого ребенка.

Показаны этапы работы с детьми дошкольного, младшего школьного возраста в детском театре куклотерапии с учетом их психолого-педагогических особенностей. Таким образом, обосновано, что в ходе творческого переживания и воплощения происходит снятие комплекса неполноценности. Практика работы показывает целесообразность такого подхода.

Подготовленный спектакль играем на протяжении всего следующего учебного года, примерно 15–25 раз. Параллельно идет подготовка следующего спектакля, как с новой актерской труппой детей (спектакли куклотерапии), так и с прежним его составом (отработка и закрепление полученных навыков).

Состав детей-актеров с каждым годом обновляется. Параллельно с работой стационарного кукольного театра идут постановки мини-спектаклей в театральных зонах в разных возрастных группах с 4 до 7 лет по снятию страхов методом куклотерапии с использованием различных театров (пальчиковый, ладошковый, ложковый, теневой и др.). Ежегодно в них заняты около 50 детей.

Постановка некоторых спектаклей повторялась 2–3 раза. Театр небольшой (50 зрительских мест), поэтому психотерапевтическое влияние куклотерапия оказывает не только на актеров, но и на зрителей. Когда они после спектакля даже не встают, а сидят тихо, боясь спугнуть ауру добра, ауру единения с театром. Это значит – все светлое, доброе, что заложено в спектакле автора, художника, режиссера, актерами легко вливается в распахнутую душу зрителей.

Описание инновационной разработки “Мир людей глазами детей”

Ирина Валентиновна Злобина, воспитатель, руководитель изостудии

Данная разработка апробирована в условиях изостудии на базе детского сада № 18 “Рябинка” г. Омутнинска Кировской области. Режим посещения занятий изостудии – 2 раза в неделю, длительность – 30 минут.

Цель: Формировать у детей 6–7 лет эстетическое отношение к человеку через создание эмоционально-выразительного образа в портретном рисунке.

Практика показала, что работу над созданием эмоционально-выразительного образа в портретном рисунке целесообразно проводить поэтапно, через интеграцию познания, искусства и творчества.

1-й этап: “Созерцательный”.

Цель: Подвести детей к восприятию портретного искусства.

Задачи:

1. Учить понимать “язык эмоций”.

2. Развивать внимание и наблюдательность.

3. Воспитывать чуткое отношение к окружающим людям, обогащая социальный опыт детей.

Содержание данного этапа реализуется как на занятиях, так и в повседневной жизни детей через игры, беседы, наблюдения, рассматривание иллюстраций и фотографий, чтение художественной литературы.

Детей знакомят с разнообразием мира людей, обращая внимание на половые, возрастные, национальные, семейные, профессиональные и психологические особенности.

Особое внимание уделяется характеру и эмоциональному состоянию человека. В связи с этим детям предлагаются следующие задания: “Посмотри на своего друга и опиши его”, “Вспомни, каким был твой друг вчера? Как ты узнал об этом? Почему он был таким?” и т.д. Такой разговор побуждает ребенка подумать о своем друге и быть внимательнее к нему. Кроме этого, предлагаются наблюдения за окружающими взрослыми: “Внимательно посмотри в лицо своей мамы (папы) и расскажи нам завтра о ней (о нем)” и др. Проводятся беседы с детьми о собственном настроении и чувствах: “Когда и почему ты был веселым, грустным, испуганным, удивленным и т.д.”.

При рассматривании семейных фотографий обращается внимание на эмоциональное состояние близких людей и выражения их лиц. Для того чтобы расширить представления детей о внешних проявлениях эмоций, детям предлагаются такие дидактические игры и упражнения, как: “Угадай “тайну” лица”, “Узнай характер”, “Дорисуй лицо”, “Артисты” и др.

Восприятие портрета тесно связано с развитием речи, так как, беседуя по содержанию произведения искусства, дети должны уметь оперировать определениями, синонимами, образными сравнениями. Книги помогают развить эту способность. Раскрывая перед ребенком мир человеческих чувств и взаимоотношений, они предлагают прекрасные образцы русского литературного языка.

Детям читают следующие произведения: В.Маяковский “Что такое хорошо и что такое плохо”, А.Барто “Вовка – добрая душа”, Л.Квитко “Бабушкины руки”, Е.Шварц “Сказка о потерянном времени”, Т.Нуждина “Мир людей” и др. После чтения проводятся нравственно-этические беседы. Кроме этого, богатейший материал для таких бесед дают пословицы и поговорки, например: “Мал телом, да велик делом”, “Здоров на еду, да хил на работу”, “Дерево смотри в плодах, а человека в делах”, “День меркнет ночью, а человек печалью” и др.

Результатом работы в данном направлении становится умение внимательно наблюдать за окружающими людьми, понимание “языка эмоций”, владение образной выразительной речью, которые повышают интерес к миру людей и готовят детей к восприятию портретного искусства.

2-й этап: “Художественно-образный”.

Цель: Обогатить чувственный опыт детей через эстетическое восприятие портретной живописи и скульптуры.

Задачи:

1. Уточнить знания о жанре портрета, его видах и особенностях.

2. Учить понимать “язык изобразительного искусства”.

3. Формировать умение давать эмоционально-личностную оценку произведению.

Для успешной реализации поставленных задач созданы необходимые условия:

1. Исходя из материальной базы детского сада, подобраны произведения портретной живописи и скульптуры с учетом основных требований:

– доступности содержания для детского восприятия,

– созвучности интересам детей, их опыту,

– яркости выражения эмоционального состояния изображенного человека.

2. Составлен перспективный план на год по ознакомлению детей 6–7 лет с произведениями портретной живописи и скульптуры, включающий разные формы работы (специальные занятия, посещение выставок в художественной галерее детского сада и выставочного зала города, экскурсии к монументальной скульптуре), разработаны конспекты занятий.

3. Пополнена детская библиотека и видеотека (выписывается специальный детский журнал об искусстве “Эскиз”, приобретены книги из серии “Сказки о художниках”, подготовлена презентация по творчеству В.М. Васнецова, видеофильм о балете и др.).

Знакомство детей с портретным искусством строится на основе рекомендаций Р.М. Чумичевой, которая предлагает использовать следующие методические приемы:

  • пояснение (используется при первых беседах для уточнения представлений, например, “Как ты думаешь, почему, когда я показала эту скульптуру, зазвучала такая музыка?”),
  • сравнение (например, репродукции с картины В.М. Васнецова “Аленушка” и скульптуры),
  • акцентирование деталей (закрывается все изображение, кроме, например, глаз, губ, рук),
  • вызывание адекватных реакций (например, при рассматривании скульптуры “Мать и дитя” детям задаются вопросы: “Вспомните, что вы чувствовали, когда вас обнимала мама? Какие у мамы руки?”),
  • тактильно-чувственный метод (прикосновение к ребенку, повторение изображенных движений),
  • оживление детских эмоций с помощью литературных и песенных образов, например, рассматривание репродукции с картины М.Врубеля “Царевна лебедь” сопровождают стихи А.С. Пушкина о царевне лебеди;
  • прием “вхождения в картину” (так, рассматривая репродукцию с картины И.Крамского “Неизвестная”, детям предлагается поставить себя на место изображенной женщины и ответить на вопросы “Что вы чувствуете? слышите? видите?”),
  • метод музыкального сопровождения (может предшествовать восприятию картины, сопровождать его и служить фоном для искусствоведческого рассказа),
  • игровые приемы (“Загадай что-либо о глазах (одежде, руках и т.д.), а мы отгадаем”, “Узнай, к какому из портретов подходит эта музыка?”, “Придумай свое название портрету”, “Узнай скульптуру по силуэту” и др.).

Во время встреч с искусством портрета внимание детей акцентируется на средствах выразительности данного жанра (мимике лица - особо отмечаются глаза и губы; позе и жестах, руках, костюме, фоне и др.).

Детей знакомят с разными видами портрета, характеризуя их по числу изображенных людей (одиночные, групповые и парные), по композиции (голова, голова с плечевым поясом, полуфигура, фигура), по смысловой нагрузке (парадные и камерные). В процессе бесед раскрывают смысловое значение некоторых специальных понятий (автопортрет, модель, натура, ракурс, профиль, фас, силуэт), вводя детей в языковое пространство художника-портретиста.

В итоге систематической работы в данном направлении у детей формируется умение понимать произведения портретной живописи и скульптуры, чувственно воспринимать образ человека, устанавливать связь между содержанием и выразительными средствами. Впечатления, полученные от восприятия искусства портрета, побуждают детей взяться за кисть и попробовать себя в роли художника-портретиста, отразив свои чувства и представления об окружающих людях.

3-й этап: “Художественно-творческий”.

Цель: Развивать у детей художественное восприятие человека.

Задачи:

1. Совершенствовать технические навыки изображения человека.

2. Развивать у детей творческие способности.

3. Формировать умение понимать других людей, передавать их внутренний мир и выражать свое отношение к человеку, изображенному на портрете.

Занятия художественной деятельностью охватывают все виды рисования: с натуры (живая модель, отражение в зеркале, фотография, репродукция, скульптура), по памяти, по представлению, на которых последовательно раскрываются 3 основные темы:

1. Способы изображения человека,

2. Средства выразительности портрета,

3. Передача особенностей образа человека.

1. Способы изображения человека.

Опыт работы показывает, что дети часто затрудняются в изображении человека, поэтому стараются избегать этот образ в самостоятельной творческой деятельности. Исходя из этого, необходимо научить детей рисованию человека, показав разнообразные способы изображения. Прежде всего используются самые простые и занимательные приемы – нетрадиционные, например, рисование ладошкой. Так, с помощью “ладошковой живописи и графики” дети рисуют портреты Буратино (Карандаша и др.) в профиль, обмакнув ладонь в краску и приложив ее к листу. Помощницы-ладошки учат детей рисовать человека и во весь рост (ладонь прикладывается к листу, обводятся большой и указательный пальцы левой и правой руки, остается дорисовать голову и человечек готов – появляются выразительные образы космонавта, лыжника, малыша и др.). Для изображения взрослого человека используется рука педагога, например, рисунок на тему: “Моя семья”, “Мама с малышом” и др. Кроме того, в начале обучения изображению человека можно использовать готовые трафареты, которые просто обводятся и дорисовываются (как статичные, так и в динамике). Данные приемы позволяют заинтересовать детей, избавляют их от неуверенности. Это оказывает положительное влияние на обучение детей классическим способам изображения человека (схематичному, комбинированному, конструктивному, от “главной линии” и др.), показывая которые целесообразно использовать схемы, таблицы, педагогические эскизы. Рисуя лицо человека, детей учат соблюдать необходимые пропорции и правильно размещать части лица, используя деление его на 3 равные части. С помощью систематических упражнений дети легко справляются с этой задачей и изображают лицо человека в разном ракурсе (фас, профиль, в полоборота). Словарь пополняется новыми словами: “веко”, “крылья носа”, “ушная раковина” и др.

Для закрепления полученных знаний используются дидактические игры, например, “Найди ошибку в портрете” (игра развивает у детей внимание и помогает не упускать части лица в процессе рисования) и др.

Освоив рисование лица и его частей, приступают к изображению человека во весь рост, сначала статично, затем в движении. Эта задача довольно сложна для детей, поэтому, для того чтобы ее облегчить и поддержать интерес к рисованию человека, используются разнообразные формы организации занятий:

  1. “Уроки Карандаша”, где обучение ведется от лица тростевой куклы.
  2. Занятия-игры, например, “Футбол” (лист бумаги оформляется как футбольное поле, дети садятся напротив друг друга и начинают игру по очереди, подавая мяч и рисуя бегущего футболиста на месте его остановки).

Часто на занятиях дети решают игровые задания (например, разгадывают письма, дорисовывая схематичные изображения человека в движении), принимают участие в разных играх (например, “Зеркало” – подвижная игра с зарисовкой показанных движений, “Комплекс зарядки для медвежонка” – изображение схем упражнений и др.). Кроме этого, используются специальные дидактические пособия, например, “Проволочные человечки”, которые легко сгибаются и используются для показа движений, их зарисовки и др.

В результате проделанной работы дети свободно рисуют человека, соблюдая необходимые пропорции как статично, так и в движении.

2. Средства выразительности портрета.

Изучение “языка изобразительного искусства” проходит на материале произведений портретной живописи и скульптуры и служит решению практических художественных задач. Детей знакомят с основными средствами выразительности портрета: мимикой лица, позой и жестами, костюмом, изображением рук и фоном (окружающей обстановкой).

Для обучения детей изображению разных мимических состояний используются схемы, показ способов рисования, листы-пробники, “волшебные досочки” для упражнений в изображении движений бровей, глаз, губ. Сначала дети схематично передают мимику лица человека, а затем заменяют схемы реальными изображениями. Подбирая необходимое выражение лица, учат изображать настроение человека, используя широкий диапазон эмоциональных состояний. Мимика лица используется детьми в разных рисунках самостоятельных и в сотворчестве с педагогом, например, связанных с дорисовкой сюжетных картинок, “оживлением” портретов сказочных персонажей под шапками-невидимками, “гримировкой” лиц и др.

На основе умения передавать динамику в рисунке дети легко изображают разные позы людей, рассказывают “языком жестов и движений” об эмоциональном состоянии портретируемого человека. Труднее дается детям изображение кистей рук человека, тем не менее они с интересом знакомятся с этим средством выразительности и стараются использовать его в портретном рисунке (изображают человека, грозящего пальцем, кулаком, закрывающего лицо руками и т.д.).

Знакомясь с костюмом человека как средством выразительности портрета, дети получают элементарные знания об особенностях одежды, головных уборов, обуви. Связывают их с определенными образами, характеризуя их как женские и мужские, детские и для взрослых, парадные и повседневные и т.д. Экспериментируя с подбором костюмов, дети пробуют себя в роли художника-модельера, рисуя манекенов и наряжая их, либо используя готовые изображения людей (например, делают эскизы карнавальных костюмов, подбирают платья для мамы, моделируют костюм для театральных ролей и т.д.).

Обращается внимание и на окружающую образ обстановку (фон) в портрете. Так детей учат подбирать соответствующий цвет фона, побуждают подумать, в какой обстановке лучше нарисовать тот или иной образ.

Освоение “изобразительного языка” портрета проходит в связи с основными средствами выразительности живописи и рисунка (цветом и линией). Учитывая индивидуальное восприятие цвета, дети самостоятельно подбирают цветовую гамму и обосновывают свой выбор. Развивают данные способности дидактические игры (“Портреты цветных человечков” - определение характера человека по цвету, “Цветовая картина” - подбор цвета к разным образам и др.), игровые упражнения с раскрашиванием (например, “Передай тревожный характер в рисунке с изображением бегущей из дворца Золушки”, “Покой и печаль в рисунке с изображением Спящей красавицы” и др.). Знакомя детей с выразительностью и характером линий, предлагают следующие задания: “Узнай портрет по линейному рисунку”, “Собери образ из линий”, “Расколдуй фигуры” и др. Подобные упражнения помогают маленьким художникам в рисовании портретов и набросков к ним.

Усвоение содержания данной темы способствует умению детей ориентироваться в разнообразии средств выразительности и служит основой художественно-творческой деятельности.

3. Передача особенностей образа.

Создавая эмоционально-выразительные образы разных людей – как реальные, так и фантастические, дети отражают половые, возрастные, национальные, профессиональные и психологические особенности человека. Детей учат решать по настоящему художественную задачу – передавать не только внешнее сходство, но и внутренний мир человека, выражая свое отношение к портретируемому.

Выполняя творческие задания, маленькие художники используют знания, умения и навыки, полученные при изучении предыдущих тем, самостоятельно и творчески подходят к выбору вида портрета, способа изображения, средства выразительности, художественно-изобразительного материала.

Усвоение данной темы детьми построено на эмоционально-чувственном восприятии. Поэтому прежде всего детям предлагается нарисовать портреты близких людей – мамы и папы. На их примере дети учатся передавать половые отличия мужчины и женщины, выражающиеся в чертах лица, прическе, телосложении, костюме, характере и т.д. Старательно раскрашивая портреты, подбирая наиболее яркие выразительные средства, дети передают свои чувства любви и уважения к родителям, рассказывают о красоте и нежности матери, доброте и мужественности отца. Рисовать такие портреты лучше с живой модели, но можно использовать в качестве натуры фотографии или рисовать по памяти.

Для того чтобы научить передавать возрастные особенности человека, детям предлагается нарисовать людей молодых и старых; так, например, дети рисуют персонажей из “Сказки о потерянном времени” Е.Шварца, яркие контрасты в возрасте помогают детям подобрать необходимые средства выразительности.

Интересно и занимательно проходит рисование автопортретов с использованием зеркал. Изображая себя, каждый ребенок задумывается над вопросами: “Какой я?”, “Как я выгляжу”, “Какой у меня характер?”, “Что меня отличает от других людей?” и т.д.

Результаты, полученные при рисовании людей разного пола и возраста, выливаются в итоговую работу – изображение группового портрета на тему “Моя семья”, в котором дети учатся через индивидуальные черты каждого ее члена создать единый образ. В данной работе можно предложить детям внести в портрет дополнительные предметы, помогающие

раскрыть образ (например, дать в руку младшей сестре погремушку), использовать в качестве фона домашний интерьер и т.д.

Изображая портреты людей разных национальностей, дети используют такие средства выразительности, как цвет кожи, волос, глаз, особенности костюма. В качестве натуры можно использовать куклы в национальной одежде или рисовать по представлению. Так, дети создают образы индейцев, негров, русских, украинцев и др., отражая свое чувство уважения к людям разных стран и народов.

Рисуя портреты людей разных профессий, дети отражают типичные характеры (доктор – добрый, милиционер – строгий, клоун – веселый и т.д.). Создают образы близких людей, наделяя их профессиональными чертами (“Моя воспитательница”, “Мой папа – сталевар”). Как правило, портреты рисуются с натуры. В качестве модели используются люди разного пола, возраста, профессии, характера. Рисование с натуры вселяет в ребенка чувство гордости, самостоятельность и уверенность. Дети чувствуют себя настоящими художниками-портретистами. Внимательно всматриваясь в лица изображаемых людей, они учатся видеть индивидуальные особенности человека (овал и цвет лица, разрез глаз, форму носа и т.д.), стремятся передать внешнее сходство и выразить свое отношение к человеку, сделав портрет интересным, живым, “говорящим”. Но не всегда есть возможность пригласить в студию человека для позирования, в этом случае живую модель можно заменить скульптурой (бюстом, статуей, скульптурной группой). Это вносит в процесс обучения новизну и заинтересовывает детей. К тому же “застывшие модели” имеют и свои плюсы, так как позволяют довольно долго работать с натурой. Имеющаяся коллекция скульптурного портрета (около 80 экземпляров) позволяет работать над созданием разнообразных образов. Так дети передают женские образы, отражая не только социальную роль женщины-матери (“Мать и дитя”), женщины-труженицы (“Девушка с яблоками”), но и показывают женскую красоту, изящество, грацию (“Балерина”). Работая над изображением мужского портрета, используют в качестве натуры скульптуры, передающие образы мужчины-воина, защитника, добытчика (“Солдат с гармонью”, “Пограничник”, “Охотник” и др.). Для создания портретов сверстников используются скульптуры - “Девочка, читающая книгу”, “Художница”, “Мальчик с виноградом” и др.

Развивая у детей творческие способности, предлагается нарисовать портреты несуществующих образов, например, времен года в образе людей, передавая характерные черты каждого сезона (Зима – холодная, лютая, снежная…, Весна – ветреная, цветущая, легкая…, и т.д.). С помощью приемов творческого воображения (агглютинации, аналогии, преувеличения, акцентирования и др.) маленькие художники изображают фантастические образы русалок, кентавров, оживляют деревья, рисуют карикатуры и шаржи в “кривых зеркалах” и т.д.

Таким образом, изучая данную тему, дети не только учатся изображать человека, но и отражают свое эстетическое отношение к окружающему миру людей, проявляя свое творчество и фантазию. Благодаря использованию данной технологии интерес к рисованию портрета значительно вырос. Каждая новая тема была для детей маленьким открытием, шагом на пути в прекрасный мир искусства портрета.

 

Источник: Вятский наблюдатель

 

Вид на пруд Фото Сергея Склярова 1997 год

Чат

  Гостевая книга

Форум

Rambler's Top100

© 2005 С. Русских



Hosted by uCoz