новости ссылки фотогалерея форум омутнинцы история
 
     
 

История одной картины

А.И.Морозов (1835-1904)

"На Омутнинском заводе"

(1885, Третьяковская галерея)

 
 

 

В 1885 году Морозов в летние месяцы совершил поездку в Вятскую губернию со всей семьей, чтобы навестить брата, который работал инженером на Омутнинском чугунолитейном и железоделательном заводе. Поездка была долгая, трудная, места глухие. Морозов делает много путевых зарисовок в альбомах. Его привлекают окружающая природа, дорожная жизнь и бытовые сценки. Он чутко присматривается к существенным изменениям, происходящим в народной жизни. Все больше видит он бездомных, безземельных крестьян, разоренных помещиками и кулаками-мироедами, мещан, опустившихся и вылезающих неправыми путями в люди, остро переживает все эти явления, которые разрушают его народнические иллюзии о монолитном составе народа. Деревня не в состоянии выйти из пореформенной кабалы. Нищета и разорение ведут к распаду ее хозяйств. Новые образы людей, ушедших на промыслы, останавливают внимание художника. Он делает зарисовки рабочих, ремесленников, ещё сильно сохранивших свой крестьянский облик. Возможно, к этому времени относится превосходная акварель, где изображен сидящий спиной к зрителю бурлак (Третьяковская галлерея). Выразительны его поза, могучая спина, крепкая загорелая шея и та страшная усталость и измученность, которые мешают ему распрямиться, найти применение своим силам, выход из тяжелого кабального положения.

К новой теме художник приходит самостоятельно, хотя не без воздействия современной ему литературы и искусства. Репин со своими "Бурлаками", К.А.Савицкий с "Ремонтными работами на железной дороге" и "Крючником", Н.А.Ярошенко, написавший "Кочегара", запечатлели в живописи труд, порабощающий человека, изнуряющий его, но вызывающий в нем чвство протеста против угнетателей. Овладеть новой темой было не легко. Развитие рабочего класса, рост его сознания опровергали устойчивые народнические представления. Развитие пролетариата, могильщика буржуазии, шло вместе с развитием русского капитализма, одновременно и быстро. Образ рабочего наиболее выразительный социальный характер приобрел впервые в творчестве Ярошенко.

Морозов отразил эти жизненные явления, но не постиг до конца их смысл. Ценность его картины "На Омутнинском заводе" (1885, Третьяковская галлерея) заключается в правдивости и точности изображения жизни заводских рабочих, в документальном показе тяжелых, примитивных условий труда. В.И.Ленин в книге "Развитие капитализма в России" отмечает "особый быт Урала, близкий к дореформенному", с бесправием, темнотой и приниженностью привязанного к заводам населения", он говорит о кабальном положении уральского рабочего и технической отсталости Урала. На Омутнинском заводе Вятской губернии были те же невыносимые условия труда. Морозова поразила гнетущая, бесправная обстановка жизни рабочих, он не прошел мимо острой, животрепещущей темы. Морозов первый в русском искусстве показал производственный процесс, заводскую жизнь столь неприкрашенно и убедительно, что картина и сейчас производит сильное впечатление.

В русском искусстве, посвященном изображению труда, воспроизведению обстановки и типов рабочих, эта небольшая картина должна занять почетное место. Здесь Морозов оказался предшественником Н.А.Касаткина с его серией картин, посвященных труду и жизни шахтеров.

Художник показывает цех, где идет выплавка руды допотопными средствами. В помещении грязно, душно, навалены груды каменной породы. Приподнят тяжелый колпак, из печи вырывается пламя, оно обжигает, слепит глаза, рабочие помешивают кипящую массу, вычерпывают шлак, который тут же обгорает. Слева в глубине показаны формы, в которые заливается выплавленный металл. В этом чадном пекле копошатся в полутьме люди, которых с большой чуткостью написаны художником. Таков сидящий на первом плане рабочий, закуривший трубку, спокойный и сосредоточенный, упорно думающий; он чем-то напоминает крестьян из "Обеда на сенокосе", бурлака на упомянутой выше акварели. Выразителен образ рабочего, черпающего шлак. Двери в цех растворены настежь, видна лошадь, поднимающаяся по подмосткам с тяжелой поклажей.

Картина "На Омутнинском заводе" была последней яркой вспышкой в творчестве Морозова. Обращение его к рабочей тематике, значительность новой картины побудили его к сближению с Товариществом передвижных выставок. В 1886 году Морозов выступает экспонентом на XIV Передвижной выставке. Картина остается незамеченной, в печати о ней не упоминается. Однако в 1887 году она была отобрана на Передвижную академическую выставку в Екатеринбурге (Урал). Выставка имела успех, но как была встречена картина Морозова, неизвестно.

Источник: Л.Тарасов "Александр Иванович Морозов" М., 1949

 

 

Rambler's Top100

© 2005 С. Русских

Hosted by uCoz