|
В XIX веке французский
писатель, историк, филолог Эрнест Ренар
заметил, что “вопрос об образовании
есть для современных обществ вопрос о
жизни и смерти, вопрос, от которого
зависит будущее”. Эти слова как нельзя
лучше соответствуют настоящему времени.
В XXI веке преимущество перед другими
библиотеками будут иметь те, которые
вложили значительные средства в отбор и
подготовку сотрудников, наиболее
подходящих для соответствующих видов
работ. Современный мир отличается
скоростью развития новых технологий и
услуг, которые требуют применения
техники. Поддержание профессионального
уровня становиться все более сложным.
Сегодня устаревание профессиональных
знаний - предмет реальных забот во всех
видах трудовой деятельности, но
особенно остро в информационной
индустрии.
В условиях, когда информационные
запросы постоянно усложняются,
деятельность библиотек должна быть
гибкой и динамичной, соответствовать
происходящим изменениям. Способность
библиотек предвидеть и вовремя
переориентировать свою деятельность
зависит от профессионализма
сотрудников. Библиотекам нужны
профессионалы, способные
адаптироваться в быстро меняющемся мире.
Репутация библиотек, их
востребованность, напрямую зависят от
кадрового потенциала.
Организуя систему непрерывного
библиотечного образования персонала, мы
осознаем большую важность этой проблемы.
Коллектив сотрудников Муниципального
учреждения “Омутнинская
Централизованная библиотечная система”
очень неоднороден и по образованию, и по
опыту работы, и по творческому
потенциалу.
Преобладают специалисты, имеющие средне-специальное
библиотечное образование, стаж работы
свыше 20 лет (34 %).
Творческое ядро составляют специалисты,
имеющие средне-специальное
библиотечное образование и стаж работы
от 10 до 20 лет (29 %).
8 % - сотрудники, не имеющие
специального образования, стаж работы
от 5 до 10 лет.
Среди 58 творческих работников всего 4
имеют высшее библиотечное образование, 1
человек обучается в Колледже культуры (г. Киров).
Это создает дополнительные трудности
при планировании профессиональной
учебы. Необходимо одновременно
двигаться вперед и подтягивать до
уровня профессионального соответствия
сотрудников, специалистов, а иногда и
неспециалистов, вновь влившихся в
коллектив.
Организуя систему повышения
квалификации, мы выбрали сочетание
групповых и индивидуальных занятий,
следуя принципу дифференцированного и
персонифицированного подхода.
Изучение спроса сотрудников библиотек-филиалов
на методическую и практическую помощь
проводится при посещении библиотек, в
беседах с работниками, при анализе
планов и отчетов, с помощью
анкетирования.
В 2003 году организационно-методический
отдел проводил анкетирование “Профессиональный
имидж”. Цель - оценка профессионального
имиджа библиотечных работников ЦБС,
анализ профессиональных и личностных
качеств, выяснение мнения сотрудников о
своей профессии. В анкетировании
приняли участие 23 человека. Итоги
показали, что основными качествами,
которыми должен обладать библиотекарь,
признаны:
- профессионализм,
интеллектуальные способности, умение
общаться с людьми;
- профессиональные и
личностные качества - общительность,
компетентность, знания и опыт,
эрудиция и др.;
- обязательное
соблюдение профессиональной этики;
Причинами “непрестижности”
профессии библиотекаря названы: низкая
заработная плата по сравнению с другими
категориями служащих, слабый уровень
технической оснащенности библиотек,
социальная незащищенность профессии.
Для поднятия престижа библиотек и
профессии библиотекаря необходимо:
оснащение библиотек компьютерами,
создание комфорта для пользователей,
более высокое качество обслуживания,
участие библиотек в общественной жизни,
пересмотр собственных взглядов на
профессию.
Проводилось анкетирование с целью
оценки качества эффективности
мероприятий по повышению квалификации.
По результатам анализа выяснилось, что
большинство сотрудников считают себя “средними”
специалистами, понимают, что им
необходимо повышать свой
профессиональный уровень.
Необходимые формы методической помощи:
практические семинары, консультации,
деловые игры, методические рекомендации.
Наиболее эффективными формами
повышения профессионального мастерства
признаны курсы повышения квалификации,
семинары, проводимые организационно-методическим
отделом. Библиотекари нуждаются в
первую очередь в информировании по
темам: инновационная и выставочная
деятельность, библиотечный маркетинг.
36 респондентов приняли участие в
анкетировании “Готовность
библиотечных специалистов к внедрению
инноваций”. Анализ показал, что,
информационная готовность недостаточно
высока. Но мотивационная готовность
составила 100 %.
50 % сотрудников обладают высоким
уровнем профессиональных притязаний,
испытывают сильную потребность в
достижении высоких результатов; 86 %
испытывают потребность в самовыражении,
в самораскрытии; 95 % испытывают
потребность в контактах с интересными,
творческими людьми.
Главный инновационный барьер - слабая
информированность.
Коллектив обладает неплохим уровнем
творческой активности.
Сотрудники разделены на группы по
уровню новаторства: новаторы - поглощены
новшествами, постоянно ими интересуются,
идут на риск (11 %); передовики -
интересуются новшествами, но не идут за
ними вслепую, внедряют только после
апробации их и достижения положительных
результатов (22 %); умеренные - их девиз -
золотая середина, они не за старое, но с
трудом верят в новое (53 %);
предпоследние - больше сомневаются, чем
верят в новое. Воспринимают новое только
тогда, когда воспримет большинство
библиотекарей и библиотек (14 %);
последние - сомневаются в новаторах и в
самих нововведениях (таких не оказалось).
Оказанием методической помощи
занимаются не только сотрудники
организационно-методического отдела, но
и специалисты Центральной и Центральной
детской библиотеки.
Индивидуальное консультирование по
интересующим вопросам можно получить и
по телефону, и при посещении
организационно-методического отдела. В
отделе собран богатый материал
методических рекомендаций (40
тематических папок). Оформляются
выставки, например: “Коллеги
рекомендуют провести”, “Перспективы
развития сельских библиотек”, “Маркетинг
и реклама в библиотеках”.
Выписываются профессиональные издания.
Журналы: “Библиотека”, “Библиотека и
закон”, “Независимый библиотечный
адвокат”, “Читаем, учимся, играем”, “Библиополе”,
“Школьная библиотека”, “Библиотека
как часть региональной системы культуры”,
“Заочная школа библиотекаря в школе”,
“Молодые в библиотечном деле”.
Газеты: “Библиотечная газета”, “Библиотека
в школе - 1 сентября”, “Книжное
обозрение”.
В организационно-методическом отделе
ведутся картотеки: методико-библиографических
материалов, картотека передового опыта,
картотека массовых форм работы и др.
Организационно-методический отдел
начал заниматься издательской
деятельностью, готовит к выпуску
методические рекомендации и материалы,
рекламные проспекты, буклеты,
пригласительные билеты
Создаются условия для самообразования,
обновления профессиональных знаний.
Групповые занятия проходят по
определенной модели.
Все сотрудники разделены на 4 группы.
1 группа - это библиотекари, не имеющие
специального образования. Цель
организуемых для них занятий: обучение
азам библиотечной работы. Ожидаемый
результат: профессиональная адаптация,
освоение профессиональных знаний,
умений и навыков;
2 группа - это библиотекари II категории,
те, кто имеет определенный опыт работы,
средне-специальное библиотечное
образование. Цель организуемых для них
занятий: систематическое обновление
профессиональных знаний, умений и
навыков. Ожидаемый результат: повышение
качества обслуживания пользователей.
3 группа - заведующие секторами. Это “творческое
ядро” ЦБС. Цель организуемых занятий:
анализ эффективности деятельности
сектора. Ожидаемый результат: развитие
творческого потенциала, обобщение опыта
работы.
4 группа - заведующие библиотеками-филиалами.
Цель организуемых занятий: организация
состязательной и иной деятельности
библиотек на уровне требований
сегодняшнего дня, опережающее
методическое обеспечение. Ожидаемый
результат: внедрение инновационных форм
в практику работы, обобщение передового
опыта работы.
На 2003 год разработан и частично проведен
цикл мероприятий по повышению
квалификации, для каждой группы - 3
мероприятия в год.
Большой популярностью пользуются
активные формы повышения
профессионально-го мастерства, которые
вовлекают библиотекарей в творческий
процесс.
В рамках профессиональной адаптации
неспециалистов интересно и эффективно
прошла ролевая игра “Работа с
пользователями”. Не секрет, что
наиболее ярко все “острые углы”
общения и взаимодействия с
пользователями проявляются в сфере
обслуживания. Ролевую игру подготовила
и провела заведующая отделом
обслуживания Центральной библиотеки
Кондратьева Н. В., которая имеет
диплом педагога-психолога.
В ходе ролевой игры библиотекари
учились избегать конфликтов с
пользователями, решая практические
задания, обыгрывая ситуации.
Игра “Приветствие”.
Молчаливое приветствие друг друга с
использованием элементов
психогимнастики. Участники игры ходят
по комнате и приветствуют друг друга с
помощью мимики, жестов, взглядов, при
этом, не произнося ни одного слова.
В течение всей ролевой игры
библиотекари разрешили несколько
конфликтных ситуаций, познакомились с “Кодексом
профессиональной этики библиотекаря”
от 22 апреля 1999 года. Все участники игры
поняли, что искусство общения - это и
труд, и талант и творчество.
Для этой же категории сотрудников был
проведен семинар-практикум “На крутых
виражах СБА”.
Работая над формированием
информационной культуры пользователей,
библиотекарь сам должен владеть ею,
уметь ориентироваться в потоке
информации, уметь находить необходимую
пользователям информацию. Цель данного
семинара-практикума: обучение
использованию в своей деятельности
справочно-библиографического аппарата.
Участники семинара-практикума
познакомились и поработали со словарями,
справочниками, энциклопедиями, системой
каталогов и картотек.
Информационная деятельность - одно из
приоритетных направлений в работе
библиотек МУ “Омутнинская ЦБС”, а
неспециалистам очень трудно без
соответствующей подготовки работать,
особенно с каталогами и картотеками,
поэтому практические занятия по этой
теме просто необходимы.
Одной из эффективных форм повышения
квалификации являются деловые игры. Это
не только способ проверки знаний, но и
стимул, побуждающий библиотечных
работников к самостоятельному мышлению
и действию.
Для заведующих секторами была проведена
деловая игра “Творчество. Поиск.
Профессионализм”.
Эта категория сотрудников должна уметь
оценивать эффективность деятельности
сектора. Цель игры: развитие
аналитических способностей, умений
принятия управленческих и
производственных решений.
Трудность при проведении игры составило
то, что специфика работы каждого сектора
разная: экология, краеведение,
информационно-библиографическая
деятельность, работа с юношеством и т. д.
Но в основе деятельности специалиста
лежит система профессиональных качеств:
профессиональное самосознание,
индивидуальный стиль общения,
интеллектуальная культура, творческий
потенциал. Каждый участник игры должен
был проанализировать работу сектора,
рассказать о творческих находках,
планах на будущее, поделиться с
коллегами идеями.
Закончилась игра составлением “профессиограммы”:
каким должен быть идеальный
библиотекарь? По десятибалльной шкале
оценивались такие качества, как
библиотечно-библиографическая и
компьютерная грамотность, умение
использовать информацию и др. Идеал - 10
баллов. Реальность - у каждого участника
игры своя оценка, а средний балл
характеризует уровень реализации
данного качества. Участники игры смогли
выявить, какие их профессиональные
качества реализуются эффективно, с
элементами творчества, а какие
реализуются не в полной мере. Это
задание способствовало оценке себя как
профессионала, созданию позитивной Я -
концепции.
Для заведующих библиотеками-филиалами
была проведена моделирующая игра “Миссия
библиотеки”. Цель игры: формулирование
миссии библиотек ЦБС с учетом ожиданий и
предпочтений библиотекарей системы.
Все участники игры были разделены на
группы с помощью теста: предлагалось
расположить в любой последовательности
ряд геометрических фигур. Данный тест
позволил сформировать игровые группы,
учитывая индивидуальные
психологические особенности участников
игры.
Участники игры выполнили ряд заданий,
конечной целью которых было
формулирование миссии библиотеки.
При формулировании миссии участники
игры учитывали:
- целевые ориентиры
библиотеки, отражающие то, на решение
каких задач нацелена деятельность
данной библиотеки, и то, к чему
стремится библиотека в своей
деятельности в долгосрочной
перспективе;
- сферу деятельности
библиотеки, отражающую какой
информационный продукт и какие услуги
предлагает библиотека и кто является
реальным и потенциальным
пользователем услуг и продуктов;
- философию
библиотеки, находящую проявление в
тех ценностях и верованиях, которые
приняты в обществе;
- возможные способы
осуществления деятельности,
отражающие возможности, силу
библиотеки, технологию, формы и методы
работы;
- изложение имиджа
библиотеки.
В конце игры
участникам было предложено заполнить
анкету.
100 % участников решили, что
моделирующая игра “Миссия библиотеки”
необходима, т. к. влияет на
формирование профессионального
сознания, повышение профессионального
мастерства. Все участники игры считают,
что деловые игры развивают
профессиональное мышление, позволяют
найти решение на поставленный вопрос.
Обычно стремление что-либо изменить
возникает тогда, когда существующее
положение вещей не соответствует
желаемому. Тогда начинается анализ
своей деятельности, и работники
библиотек ищут ответы на вопросы: что
представляет собой сегодня библиотека,
каковы ее сильные и слабые стороны?
Какой мы хотим ее видеть в будущем? Какие
возможности существуют для реализации
целей, и что мешает? Какие действия и в
какой последовательности мы должны
совершить, чтобы достичь цели?
Интересно, эмоционально и творчески
прошел в ЦБС круглый стол 14 мая “Инновации
в библиотеках. Возможность их внедрения”
для заведующих филиалами.
Сотрудники нашей библиотечной системы
задумалась над перспективами развития
библиотек, определились в конкретных
изменениях, которые проявились:
- в профилировании
библиотек;
- автоматизации
библиотечных процессов;
- изменении структуры;
- внедрении новых
видов услуг и продукции.
Не все занятия по
повышению квалификации проходят на базе
Центральной библиотеки. По возможности
мы стараемся показать опыт работы
лучших библиотек района. Такая задача
стояла при проведении “Библиокаравана”:
творческой поездки работников ЦБС по
лучшим городским библиотекам.
Мы побывали в городской библиотеке-филиале
N 1, где заведующая библиотекой Жукова Л. А.
рассказала о том, как в условиях
небольшой библиотеки сотрудникам
удается привлечь максимальное число
пользователей, активно развивать и
внедрять платные услуги, что позволяет
библиотеке делать шаги к дальнейшему
развитию.
В центральной детской библиотеке мы
посмотрели литературную игру “Экологическое
ассорти”. Тема актуальна, т. к.
поездка состоялась 16 апреля, а с 22 апреля
библиотеки начинают деятельность по
экологическому просвещению в рамках
Дней защиты от экологической опасности.
В библиотеке общеобразовательной школы
N 9 участники поездки познакомились с
оформлением информационной среды с
помощью нетрадиционных, оригинальных
приемов.
Об эффективности проводимых
мероприятий нам позволяет говорить то,
что в конце каждого проводится оценка,
рефлексия (от латинского “отражение”,
анализ собственного психического
состояния). Часто мы проводим
последующее анкетирование: каждому
участнику предлагается ответить всего
на три вопроса:
- Представляет ли для
Вас интерес проведенное мероприятие?
- Является ли для Вас
полезным это мероприятие?
- Сможете ли Вы
применить знания полученные сегодня?
Ответ на каждый вопрос
оценивается от 0 до 10 в зависимости от
того, как каждый участник оценивает
проведенное мероприятие. Затем
необходимо найти коэффициент
полезности проведенного мероприятия по
формуле:
сумма поставленных баллов
КП = --------------------------------------- х 100 %
30
Результаты суммируются, и вычисляется
общий коэффициент полезности. При
проведении “Библиокаравана” он
составил 97 %.
Данный способ позволяет оперативно
оценить мероприятие по повышению
квалификации.
Несмотря на эффективность проводимых
мероприятий, в процессе построения
системы повышения квалификации
выяснилось, что следует учесть такие
факторы, как профильность библиотек.
Имеет смысл выделить такие группы, как
сельские библиотекари, библиотекари,
работающие с детьми и молодые
специалисты. Этой группе следует
уделить особое внимание, т.к. в ЦБС много
специалистов “предпенсионного
возраста”, следовательно, предстоит
обновление коллектива и нужно готовить
резерв. Следует подумать над мотивацией
творческой деятельности молодых
специалистов.
В этих условиях перед администрацией
ЦБС стоит задача совершенствования и
повышения качества кадрового состава.
Пути решения этой задачи следующие:
- обучение лиц моложе
40 лет в высших учебных заведениях;
- курсовая подготовка
специалистов; имеет смысл организация
курсов повышения квалификации на базе
Центральной библиотеки с
приглашением специалистов ОУНБ им. Герцена,
ОДБ им. Грина;
- командировки на
республиканские семинары и совещания,
конференции, в лучшие передовые
библиотеки России с целью обмена
опытом работы, поиска инноваций.
В 2003 году сотрудники
нашей ЦБС побывали на двух конференциях:
“Молодые в библиотечном деле” (г. Ижевск)
и Всероссийской конференции “Новый
образ провинциальной библиотеки” (г. Глазов).
На секции “Власть и социум” выступили с
докладом по взаимодействию Центральной
библиотеки с органами местного
самоуправления.
Один из методов повышения квалификации -
это конкурсы.
В 2003 году объявлен конкурс “Библиотека
года”. Цель: выявление перспектив
развития каждой библиотеки, выявление
передового опыта, становление каждой
библиотеки как социально-значимого
информационного, образовательного,
культурного учреждения.
27 мая в общероссийский День библиотек
прошел конкурс “Лучший по профессии”.
Цель конкурса: формирование
общественного представления о
творчески работающих библиотекарях,
повышение престижа профессии
библиотекаря, выявление талантливых,
творческих библиотечных работников.
Во время проведения конкурса участницам
пришлось показать свои знания
профессиональной терминологии, знания
основ ББК, умение ориентироваться в
литературных произведениях, подготовке
рекламы издания “Энциклопедия Земли
Вятской” путем перевоплощения в героев
сказки “Теремок”. Но главным
испытанием для них была подготовка,
обобщение своего опыта работы, его
представление. Эта деятельность
потребовала от участниц конкурса умения
анализировать свою работу, дала импульс
развитию творческой инициативы.
Конкурс позволил обобщить опыт работы
по разным сферам библиотечной
деятельности:
- “Моя родная Вятская
сторонка” (краеведческая
деятельность);
- “Свет добра: место и
роль библиотеки в жизни людей с
ограниченными физическими
возможностями";
- “Современная
сельская библиотека: формула жизни”;
- “Будет Родина -
пребудет Отечество: историко-патриотическое
просвещение юношества”;
- “Организация досуга
молодежи в сельской библиотеке”;
- “Создание
библиографических пособий малой
формы и их использование в
информационной деятельности”.
В конкурсе приняли
участие молодые специалисты.
Лучшим по профессии был назван один
работник, но конкурс привел в движение
нереализованные профессиональные и
личностно - творческие возможности,
выявил талантливых сотрудников,
стимулировал их дальнейшую творческую
деятельность, была организована широкая
демонстрация их достижений.
Конкурс способствовал поднятию
престижа и социального статуса
библиотечной профессии, привлечению к
ней внимания общественности и
административных органов, формированию
инновационного поведения самих
библиотечных специалистов.
Таким образом, сотрудники
организационно-методического отдела
совместно с администрацией ЦБС работают
над построением системы повышения
квалификации, стараясь материально
стимулировать сотрудников за
профессиональный рост, внедрение
инноваций, творческие находки, реальные
достижения в процессе удовлетворения
информационных, просветительских
запросов пользователей.
За небольшой период времени произошли
изменения в структуре Центральной
библиотеки, повысился профессионализм
сотрудников, началось профилирование
филиалов: библиотека - центр семейного
чтения, библиотека святоотеческой
литературы, библиотека - центр
информации, началось внедрение новых
видов услуг, развитие инновационных
процессов.
Методическая служба из контролирующей
службы превратилась в консультационную,
информационную. В штате организационно-методического
отдела трое молодых сотрудников,
поэтому можно сказать словами Сенеки: “Обучая,
мы учимся сами”.
В 2003 году 3 сотрудников изъявили желание
поступать в Пермский государственный
институт искусства и культуры и 2
сотрудника уже поступили в Кировский
колледж культуры.
Наш принцип: развитие творческого
начала в каждом сотруднике, этого
ценного качества, которое надо
взращивать, поддерживать в каждом, кто
ощущает себя активной личностью в жизни.
Омутнинский район расположен в северо-восточной
части Кировской области. Районный центр
- город Омутнинск. Удаленность от
областного центра составляет 200 км.
По итогам переписи 2002 года - население
района составляет 48000. Демографическая
ситуация в районе сложная. В 2002 году
смертность превысила рождаемость в 3
раза. Уровень жизни ниже среднего.
В районе функционирует 51 библиотека
всех систем и ведомств. Наше МУ “Омутнинская
ЦБС” объединяет 19 библиотек-филиалов.
Книжный фонд - 338 890 экз.
Пользователей - 26 444
Посещений - 272 574
Книговыдача - 554 425
В Центральной библиотеке имеется 2
компьютера, электронная почта, Интернет,
поисково-правовая система “Консультант
плюс”, ксерокс. Планируется до конца
года приобрести еще 2 компьютера.
Началось комплектование фондов на
нетрадиционных носителях.
Предлагаем вашему вниманию наше
представление о построении системы
повышения квалификации сотрудников ЦБС.
Формирование данной системы началось с
ноября 2002 года с приходом в
организационно-методический отдел
молодого руководителя и со сменой
администрации ЦБС. |
|